Карнет АТА: особенности, срок действия, порядок оформления

Международная торговля активно развивается, и в связи с этим у многих коммерческих организаций возникла необходимость в возможности ввоза грузов в другие государства на льготных условиях. Правительство ряда стран пошло навстречу предпринимателям, и в итоге в 1961 году в Брюсселе была принята Таможенная Конвенция о карнете АТАПринятие международного соглашения существенно упростило процедуру временного воза продукции и позволило создать благоприятные условия для расширения торговли.

Что такое карнет АТА в таможне

Карнет АТА – это таможенный документ, подтверждающий правомерность беспошлинного ввоза товаров на таможенную границу зарубежных государств. Аббревиатура «А.Т.А.» расшифровывается как «временный ввоз». Документ выполняет функцию таможенной декларации. Также он выступает в роли финансового гарантийного обязательства перед таможенными органами по уплате импортных пошлин и налогов в случае, если груз не будет доставлен по назначению.

Временный ввоз по карнету АТА оформляется через национальные торгово-промышленные палаты или иные организации, аффилиированные с гарантийной сетью АТА. Документ необходимо оформлять только на английском или французском языке, национальный язык может быть дублирующим. Использование карнета АТА значительно упрощает и ускоряет оформление временного ввоза специальной продукции (промышленных и товарных образцов, профоборудования и др.), предназначенной для участия в международных выставочных мероприятиях. Перемещение товаров может осуществляться любым видом транспорта.

Какой срок действия карнета АТА? Документ действителен 1 год, но некоторые страны могут вводить ограничения. Когда срок действия документа окончится – его необходимо вернуть в торгово-промышленную палату, которая осуществила выдачу.

Какие товары можно ввозить по карнету АТА

  • Промышленное оборудование.
  • Ювелирные изделия.
  • Одежду.
  • Медоборудование и инструменты.
  • Фотографическую и фильмографическую технику.
  • Художественные изделия и произведения искусств.
  • Археологические экспонаты.
  • Бизнес-оборудование, устройства и гаджеты.
  • Театральные костюмы и декорации.

Преимущества использования таможенного документа

Применение карнета АТА имеет такие преимущества:

  • быстрое и более дешевое таможенное оформление временно ввозимой продукции;
  • процедура оформления сводится к тому, что сотрудник таможенной службы делает соответствующую отметку в карнете; при этом никакие другие документы предоставлять не надо;
  • при пресечении границы нет необходимости предоставлять различные залоги и банковские гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, так как сам карнет выполняет роль такой международной гарантии;
  • груз для временного ввоза в несколько государств-участников системы АТА можно оформить одним таможенным документом;
  • предприниматели смогут осуществлять деловые поездки, многократно выезжая из своей страны и возвращаясь в нее в течение срока действия карнета АТА.

Использовать карнет АТА при временном ввозе товаров необязательно. Декларант решает самостоятельно, как именно будет проходить процесс таможенного оформления товаров.

Процедура оформления карнета

За оформление документа отвечают структурные подразделения Российской Торгово-промышленной палаты. Процедура проходит в ускоренном и упрощенном режиме. Порядок оформления карнет АТА состоит из следующих этапов:

  1. Консультирование юридических лиц об условиях функционирования и выдачи карнетов АТА, а также возможных ограничениях на ввоз тех или иных товаров.
  2. Рассмотрение Торгово-промышленной палатой РФ поданного заявления и приложенного к нему комплекта документов.
  3. Повторное консультирование заинтересованного лица с целью доработки и корректировки представленных документов (при необходимости).
  4. Расчет стоимости оформления карнетов АТА, выставление счета.
  5. Подтверждение оплаты.
  6. Выдача документа.

В стоимость услуги по выдаче карнета АТА входит фиксированная сумма, взимаемая в соответствии с действующими тарифами ТПП России, и суммы в размере 0,3% от общей стоимости вывозимых товаров. Оплата может проводиться в форме наличного или безналичного расчета.

Требования, которые должен выполнять держатель таможенного документа

  • Держатель карнет АТА при временном ввозе товаров должен следить за правильностью его оформления пограничными службами.
  • Запрещено реализовать продукцию, ввезенную по карнету.
  • Все товары, внесенные в документ, необходимо вывезти обратно после завершения установленного таможенной службой срока.
  • После выполнения запланированной операции или окончания срока действия документа его необходимо вернуть в инстанцию, которая его выдала.
  • При утере карнета держатель должен обратиться в полицейское учреждение или таможенную службу для получения соответствующей справки.
  • Если при вывозе груза из другого государства будет обнаружен дефицит товаров, включенных в перечень карнета – за них придется уплатить таможенную пошлину.

Как происходит таможенное оформление карнета АТА? Таможенная служба проверяет документ на соответствие установленным правилам. Особое внимание обращают на срок действия карнета, правильность заполнения общего списка товаров, оформление корешков и отрывных листов. Сотрудники таможенного органа примут документ только в том случае, если при его заполнении соблюдены все требования.

Заказать доставку сборных грузов из Европы с помощью сервиса Consollex

Consollex – это удобный сервис, благодаря которому заинтересованные лица смогут рассчитать стоимость доставки грузов в режиме online за считанные минуты. Организовать доставку можно в «Личном кабинете» на выгодных условиях. В итоговую стоимость не включаются скрытые платежи и дополнительные услуги. Оговоренная с клиентом сумма не меняется ни при каких условиях.

В «Личном кабинете» пользователи смогут воспользоваться рядом инструментов для планирования доставки. Управлять процессом можно с компьютера или мобильного устройства. Доступ к расчетам открыт круглосуточно. Компания работает только с юридическими лицами по договору, который находится в открытом доступе.