Поможет ли аутсорсинг сэкономить на логистике

Расчет стоимости и заказ доставки груза Европы

всего за 24 секунды

С развитием техники и увеличением скоростей доставки товаров мир как бы становится меньше. Уже давно перестало быть проблемой заказать часть ассортимента из Европы, другую часть – из Азии, а кое-что и вовсе привезти из Америки. Однако немалой сложностью остаются некоторые моменты бухучета, особенно если вы начинающий бухгалтер или вовсе самостоятельно ведете документы маленького предприятия. В этой статье мы разберем вопросы логистики в бухучете и особое внимание уделим бухгалтерским проводкам при страховании грузов, а также их экспедировании.

Логистика для бухгалтера: краткая справка

Логистика включает в себя все вопросы по управлению движением и хранением сырья. С точки зрения бухгалтера, все операции можно поделить на следующие типы расходов:

  • транспортировка, экспедирование;
  • складские затраты;
  • издержки сбытовой и дилерской сети;
  • таможенные траты;
  • страхование.

Важно отметить, что большая часть расходов на логистику может записываться как минимум двумя разными способами. Очень желательно выбрать один конкретный способ и далее закрепить его в учетной политике компании.

Документы для бухгалтера, ведущего учет логистических операций

Существует два типа документов, с которыми должен быть знаком бухгалтер, ведущий учет логистической деятельности: общие и частные. В список общих попадают и вторая часть налогового кодекса, и положение «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 от 2001 года, и методические указания. Частные документы вступают в игру, когда требуется провести конкретные операции. Так, при доставке груза транспортной компанией бухгалтерский учет ведется на основании следующих бумаг:

  • Федеральный Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.03г.;
  • правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 года № 554;
  • Гражданский кодекс РФ, в частности Глава 41 «Транспортная экспедиция»;
  • приказ Минтранса от 11.02.2008 года № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

Если речь идет об экспедировании, также важно получить документы, на основании которых будет проводиться конкретная операция. В них входит поручение экспедитору, экспедиторская и складская расписки, а также договор транспортной экспедиции, где указывается роль транспортной компании: посредник либо исполнитель услуг.

Общие принципы проводки экспедирования

При заказе экспедирования и страхования груза бухгалтерский и налоговый учет может проводиться различными способами. Выбор подходящего варианта часто зависит от того, покупаете ли вы товар или продаете. Если покупаете, то можно сделать проводки следующим образом:

  1. Вписать в первоначальную стоимость всей партии. Если доставляется сразу несколько видов, транспортные расходы разделяются пропорционально на все классы товаров. Расходы на перевозку в этом случае отражаются на счете учета запасов в зависимости от группы товаров. Такой способ идеален, если вы точно знаете, сколько ушло на доставку. Обычно используется при заказе одного вида товаров.
  2. Обобщить на отдельном субсчете. Детализация может быть разной, все зависит от вашего предприятия и учетной политики. Важно лишь правильно определить размер списания средств, который считается на базе среднего процента транспортно-заготовительных расходов и суммы выбывших запасов. Формула выглядит следующим образом: Списываемые расходы = сумма выбывших запасов Х средний процент расходов : 100%. При этом средний процент считается по следующей формуле ((Остаток расходов на начало месяца + расходы, понесенные за месяц): (остаток запасов + сумма поступивших запасов)) х 100%. Данные рассчитываются без учета внутренних перемещений по складам.

Для каждой категории товаров компания в праве установить свой способ учета в зависимости от особенностей закупки того или иного продукта.

Если необходимо сделать проводку для продаж, транспортно-экспедиторские и другие связанные с перевозками товаров услуги записываются в расходы на сбыт и отражаются на счете 93. В ту же категорию попадают расходы на транспортировку между внутренними складами предприятия.

В случае, когда заказчик экспедитора или страховки является посредником и не получает товар на свой склад, для их проводки нужно определиться, являются ли расходы понесенными при приобретении или при реализации товара. Далее суммы проводятся либо как расходы на сбыт, либо как расходы на транспортировку к месту пользования.

Также для одного и того же груза может быть применено два способа учета. Этот трюк часто используется при заказе товаров из-за рубежа. Все траты до таможни вписываются в первоначальную стоимость товара, а перевозку по территории своей страны относят к расходам на сбыт.

Страхование грузов и бухгалтерия

Страхование груза при перевозке в бухгалтерском учете всегда вписывается в общую стоимость товара либо в расходы на сбыт. Это касается в основном ситуаций, когда страховка идет отдельной строкой в платежных документах. Приведем пример:

Компания оплатила ТК счет за перевозку и получила счет-фактуру и акт на неполную сумму. Остальная сумма была вписана в отчет экспедитора. Полная сумма была указана в экспедиторской расписке.

В этом случае экспедитор является посредником, который застраховал груз от имени клиента и отчитывается по нему (отчет экспедитора можно считать отчетом агента). Приходовать расходы можно на основании отчета экспедитора.

Но куда чаще встречается ситуация, когда траты по страховке берет на себя логистическая компания и вписывает их в конечную стоимость перевозки. В этом случае страхование не нужно фиксировать где-то отдельно.

Конечно, от страховки можно и вовсе отказаться, но при международных отправлениях подобное решение чревато проблемами, ведь страховка – это не только дополнительные траты, но дополнительная гарантия, что убытки будут возмещены.

Налоговый учет транспортной экспедиции

Налоговый учет транспортной экспедиции не производится, так как при получении груза у экспедитора не возникает налогооблагаемого дохода. Передача груза клиентом экспедитору также не является объектом налогообложения.

Вопросы бухучета всегда требуют особого внимания. Конкретные действия зависят и от того, какой программой вы пользуетесь. Поэтому каждый случай должен рассматриваться отдельно. Идеальным способом разрешить вопрос о том, как выполнять проводки тех или иных услуг, будет консультация со специалистом, который поможет вам сформировать логичную и стройную учетную политику.