Почему Брокеры и Экспедиторы задают так много вопросов?

Многие клиенты, обратившиеся в транспортную компанию по поводу доставки груза на территорию Таможенного союза, могут быть удивлены повышенным вниманием брокера или экспедитора к импортируемому товару.

Количество вопросов, поступающих от лица, осуществляющего таможенную очистку товаров, действительно, может в некоторых случаях вводить в ступор. В этой статье мы намерены разобраться, почему такой случай – не редкость.

Перемещение любого груза через границу - это сложная многоступенчатая процедура. Небрежность или поверхностный подход в оформлении документов или декларировании – предоставлении полного описания товара в таможенный орган - могут привести к тому, что товар «зависнет» на границе или на СВХ, а в худшем случае, вообще не будет допущен к ввозу или выпуску в свободное обращение.

Несомненно, любая задержка в таможенном оформлении ощутимо влияет на расходы грузополучателя и, как следствие, напрямую отражается на успешности ведения бизнеса.

Имея обширную практику ввоза и выпуска товаров, в которой, как и в любой практике, встречаются негативные кейсы, ответственные брокеры и экспедиторы стремятся задавать грузополучателю вопросы о его товаре еще на стадии подготовки документов, так как понимание специфики ввозимого товара до его прибытия на место таможенного оформления – это залог превентивного устранения всех возможных проблем.

3 ситуаци

1. Декларирование по требованиям таможенного органа.

Например, при оформлении документов на перевозку тканей брокера (который предвосхищает вопросы сотрудников таможенных органов) могут интересовать и способ окраски полотна, и вид ткацкого переплетения в каждом артикуле, и даже узко специфичные параметры типа числа-раппорта.

Таможня, в свою очередь, может использовать эту информацию как для статистики, так и для будущих решений по платежам и пошлинам товаров узкой специфики. Брокер не имеет право опустить или указать неконкретно ту информацию, которая требуется для этого товара – его декларацию без нужных данных просто не примут к оформлению

2. Проверка товара на наличие классификационных решений.

Встречаются такие товарные позиции, которые могут быть задекларированы в различных группах ТН ВЭД. Неудивительно, что импортер и брокер всегда стараются выбрать код, который позволит платить минимальные платежи при ввозе. Для блокировки таких двойственных толкований таможенные органы на разных уровнях выпускают классификационные решения – документы, обосновывающие код для декларирования товара с определенными характеристиками. Если брокер не примет во внимание классификационное решение по товару, то импортера ждет штраф за недостоверное декларирование и неприятный сюрприз в виде повышения таможенных пошлин. Но этих проблем можно избежать, если заблаговременно предоставить брокеру техническую информацию о товаре, включая чертежи, способы производства и так далее.

3. Проверка товара на необходимость оформления разрешительной документации.

Импортеру может показаться странным, что брокер или экспедитор выясняет не только характеристики товара, но и возможные способы его применения, возможность потенциального контакта с детьми или еще более необычную, на первый взгляд, информацию.

В этом случае, вероятно, брокер оценивает необходимость сертификации продукции или получения других документов безопасности, без которых таможенный орган может отказать в выпуске товара.

Более того, если подавать декларацию без сертификата на товар, требующий подтверждения безопасности, то таможенный орган имеет право завести АП (дело об административном правонарушении), наложить штраф и арестовать товар до полного прекращения дела, что по практике может составлять до 30 дней.

Важно! Мы настоятельно рекомендуем отвечать брокерам и экспедиторам максимально подробно и обстоятельно, подтверждая информацию документами или заполненными формами-анкетами о свойствах товара.

Это нормально. Чем больше информации о вашем грузе, тем скорее он прибудет к месту назначения. Помните, что интерес представляют только характеристики поручаемых к ввозу товаров, но взгляд на эти характеристики может быть самым специфическим, поэтому компаниям-импортерами не стоит удивляться.

Что нужно знать брокеру?

Компаниям, занимающимся или планирующим заняться импортной деятельностью, будет полезно знать, какие именно сведения и документы являются наиболее ценными для брокера.

1. Описание товара с указанием материала изготовления, мест использования, технических характеристик и размеров (если невозможно определить по описанию).

Эти сведения являются минимальными и обязательными при декларировании товаров. При этом таможенному инспектору недостаточно знать только наименование товара, ведь для проверки кода нужны и другие характеристики, которыми владеет импортер. Практика безупречной слаженной работы брокера и клиента предусматривает передачу такой информации еще до начала движения груза в РФ.

2. Паспорт товара.

Покупая товар в магазине, любой человек ожидает получить инструкцию на этот товар. То же самое и на таможне: сложно представить, что в Российскую Федерацию ввезен товар, с которым непонятно как обращаться. Таможня имеет право запрашивать инструкции по эксплуатации, технические паспорта, паспорта безопасности опасных товаров (химия, элементы питания) в режиме стандартного оформления. Брокер же, имея эти документы до запроса таможенного инспектора, получит исчерпывающую информацию о товаре, будет готов моментально ответить на запрос таможни, а также сохранить эти сведения для будущих поставок.

3. Коммерческая информация.

Просматривая статистику ввоза товаров, сотрудник таможни может обнаружить схожие товары с разной ценой ввоза. Если товар импортера окажется в числе наиболее дешевых товаров или, как говорится на профессиональном сленге, «ниже риска», то последует запрос на обоснование цены товара. Инспекции подвергнутся такие документы, как прайс-лист или коммерческое предложение поставщика, экспортная декларация поставщика, некоторые бухгалтерские документы импортера, а также пояснения со стороны импортера на предмет получения исключительно выгодных условий сотрудничества. Ответственный брокер предложит собрать Вам такой комплект документов еще до того, как груз достигнет СВХ.

Важно! Если брокер или экспедитор, к которому вы обратились впервые, не уделил достаточно внимания изучению характеристик вашего груза, то не исключен сценарий, при котором вопросы возникнут в самый неподходящий и ответственный момент – на границе или при декларировании на таможенному посту.

А мне предлагают сделать так, что таможня ничего не поймет и не узнает. Зачем мне все эти сложности с предоставлением подробной информации?

Без лишних слов: любой ввезенный товар и выпущенная декларация подлежит таможенному контролю в течение трех (!) лет после пересечения границы.

Это значит, что в любой день этого периода таможня вправе проверить не только документы, но и сам товар: взять пробы, сравнить с образцами, изучить качество и количество – в общем, совершить любое из комплекса действий по проверке ранее ввезенного в РФ груза.

Важно понимать, что такие проверки осуществляют не те инспекторы, которые оформляли груз при ввозе, а другие подразделения, работающие только по этому направлению, поэтому на процесс «пост-контроля» – так называют проверку после выпуска – импортер повлиять не может.

Однако это совсем не значит, что любое решение таможенного органа, следует воспринимать как истину в последней инстанции.

Напротив, в случае принятия необъективного решения без учета значимой информации по отношению к вам или вашему товару, отстаивать свои права необходимо, вплоть до перевода дела в плоскость судебных разбирательств. Если вы уверены в своей правоте и сможете доказать свою позицию, то таможня будет вынуждена руководствоваться судебным решением. Такой непростой путь решения проблемы может дать огромное преимущество при ввозе последующих партий товара, в том числе перед импортерами-конкурентами.

Работая с импортными грузами, большинство компаний пользуются услугами брокеров или экспедиторов – лиц, которые берут на себя взаимодействие с таможенными органами. Имея знания и опыт в сфере таможенного оформления, эти компании ограждают импортеров от необходимости погружаться в целый пласт документов и негласных правил, которые, к сожалению, имеют место быть.

Помните - брокеры должны руководствоваться принципами и правилами, установленными таможенными органами РФ.

Однако это не значит, что интересы клиента уходят на второй план. Специалист таможенного дела всегда найдет оптимальный баланс между требованиями таможни и выгодными для клиента условиями оформления товара.

Импортерами стоит помнить лишь о том, что работа брокера в условиях недостатка информации или прений с клиентами по поводу необходимости ее предоставления – это обреченный проект, который закончится неудачно, в первую очередь, для импортера.

Говорят, нужно быть предельно откровенным с доктором и священником; основываясь на реалиях и собственном многолетнем опыте, мы скромно добавим: и с таможенным брокером.