Поможет ли аутсорсинг сэкономить на логистике

Расчет стоимости и заказ доставки груза Европы

всего за 24 секунды

Многие эксперты уже не раз отмечали эффективность факторинга. Но, несмотря на это, объем факторинговых услуг в России в доле международного факторинга сегодня не достигает даже 1%. Для компаний, деятельность которых связана с импортом товаров из-за границы, факторинг может стать альтернативным источником финансирования.

Особенности импортного факторинга

Импортный факторинг – это услуга, суть которой заключается в возможности импорта товаров иностранных поставщиков на условиях отсрочки платежа (товарный кредит). При этом отсутствует кредитная нагрузка и дополнительные расходы на оформление сделки. Этой услугой чаще всего пользуются компании, нуждающиеся в финансовых средствах и получившие отказ в выдаче банковского кредита. По сути, факторинг – это одна из разновидностей торгового кредитования.

Основная задача факторинга заключается в увеличении оборачиваемости платежных средств между участниками сделки. Это достигается за счет получения дополнительного финансирования и защиты от риска невыплаты задолженности. Импортеры, получившие лимит по факторингу, смогут изменить в лучшую сторону условия поставок продукции от иностранных экспортеров.

Кто принимает участие в факторинге

  • Поставщик (продавец). Это организация, которая поставляет продукцию или оказывает услуги на условиях отсрочки оплаты.
  • Покупатель (дебитор). Это организация, которая покупает товары или услуги.
  • Импорт-фактор. В роли него может выступать банк или специализированная факторинговая компания. Импорт-фактор предоставляет продавцу кредит на импорт (до 90% стоимости товаров) и получает за это денежное вознаграждение. Когда участники сделки заключат договор – право на взыскание дебиторской задолженности переходит к импорт-фактору.

Импорт-фактор выполняет следующие функции:

  • финансирует проведение торговых операций;
  • контролирует задолженность;
  • предоставляет консультации и информационную поддержку;
  • подготавливает акты сверки;
  • осуществляет конвертацию валют и др.

Основные виды факторинга

В зависимости от разделения рисков:

  • с регрессом – импорт-фактор не берет на себя риски невыполнения условий договора покупателем;
  • без регресса – импорт-фактор берет на себя все возможные риски.

В зависимости от момента, когда у покупателя возникли обязательства:

  • реальный – продавец и импорт-фактор подписывают соглашение после поставки продукции покупателю;
  • консенсуальный – стороны заключают контракт до поставки товара покупателю.

По количеству импорт-факторов, принимающих участие в соглашении:

  • прямой – участвует один импорт-фактор;
  • взаимный – участвуют несколько импорт-факторов, при этом один из них выполняет указания другого.

По степени донесения информации до покупателя:

  • открытый – покупатель знает о том, что право требования оплаты передано импорт-фактору;
  • закрытый – покупателя не ставят известность, он перечисляет деньги контрагенту, а тот – импорт-фактору.

Как импортный факторинг осуществляется на практике

Предоставление кредита бизнесу на импорт происходит по такой схеме:

  1. Продавец обращается в банк или факторинговую фирму за получением услуг. После этого он отгружает покупателю продукцию с отсрочкой оплаты.
  2. Продавец передает импорт-фактору бумаги, которые подтверждают факт возникновения дебиторской задолженности.
  3. Импорт-фактор оплачивает большую часть стоимости отгруженных товаров (вплоть до 95%).
  4. Покупатель перечисляет деньги за товары.
  5. Продавец и импорт-фактор делят между собой полученные денежные средства: поставщик получает остаток причитающейся ему суммы, а факторинговая организация получает вложенные деньги с дополнительной комиссией за услуги.

Кому выгоден импортный факторинг

Импортный факторинг востребован в ситуации, когда продавец и покупатель находятся в государствах с существенными различиями в правовых и экономических системах. Поставщику нужна полная предоплата товаров, а покупатель заинтересован в отсрочке внесения платежей. Факторинговая организация, расположенная в стране импортера, имеет доступ к сведениям о платежеспособности компаний своей страны. И благодаря этому импорт-фактор может объективно оценить надежность покупателя.

Факторинг выгоден в таких случаях:

  • при наступлении форс-мажорных ситуаций;
  • если малому или среднему предприятию необходимо пополнить оборотный капитал;
  • если покупателем выступает крупная организация с жесткой схемой отсрочки оплаты за поставленную продукцию;
  • если продавец хочет предоставить покупателю отсрочку платежа с целью повышения его лояльности;
  • если небольшое предприятие планирует развиваться, сотрудничая с крупными компаниями на их условиях.

Услугами факторинга часто пользуются компании, работающие с сетевыми магазинами. Поставив товары торговой сети, поставщик не ждет пока они будут проданы. У него появляется возможность направить полученные денежные средства на приобретение новой партии товара или на развитие производства.

Эксперты рекомендуют поставщикам переводить на факторинговое обслуживание клиентов, с которыми у них налажены постоянные отношения. Тогда они смогут рассчитывать на постоянный уровень финансирования и снижение хлопот.

Плюсы импортного факторинга

Для покупателей:

  • Получение от поставщика существенной отсрочки платежа, отсутствие необходимости открывать аккредитив или банковскую гарантию по каждой сделке.
  • Не придется тратить время на оформление документов для получения банковского кредита.
  • Объем закупок можно увеличить без предоплаты.
  • Можно расплатиться за товары как в иностранной валюте, так и в рублях.
  • Появляется возможность пополнить оборотные средства без передачи имущества в залог.
  • Уменьшается налогооблагаемая прибыль.

Для поставщиков:

  • Получение большей части денежных средств сразу после заключения сделки или поставки товаров.
  • Значительно снижается риск неуплаты денег покупателем.
  • Растут объемы продаж.

Значение факторинга невозможно переоценить. Он способствует развитию международной торговли и позволяет российским компаниям беспрепятственно выходить на рынки других государств.