Карнет АТА: особенности, срок действия, порядок оформления

Пользуясь услугами компании-перевозчика, каждый клиент рассчитывает на сохранность отправления в процессе транспортировки. Но даже если договор заключен с самым надежным поставщиком услуг, следует помнить, что делать, если груз поврежден. Заранее разобравшись в вопросе, вы сможете получить компенсацию убытков в короткие сроки.

Кто виноват?

Сначала разберемся, кто несет ответственность за порчу груза. При обнаружении проблемы претензии в первую очередь предъявляются перевозчику. Это логично, ведь отправление пострадало в пути. На самом деле ответственность может лежать на отправителе или даже слепом случае, но обо всем по порядку.

Когда виноват перевозчик

Согласно статье 796 ГК РФ, транспортная компания отвечает за целостность груза в период с момента его принятия до передачи получателю. Возмещение убытков, связанных с повреждением или утратой отправления, осуществляется только в случае, если поставщик услуг не докажет, что принял все зависящие от него меры по сохранению доверенного имущества. То есть то, что порча произошла по независящим от транспортной компании обстоятельствам, которые невозможно было предотвратить или устранить.

Возмещение определяется индивидуально:

  • при недостаче или полной утрате – в размере стоимости отправления (объявленной, среднерыночной или указанной в инвойсе);
  • при повреждении – выплачивается сумма, на которую понизилась ценность груза вплоть до полной компенсации стоимости.

Поскольку речь идет об импорте, компенсация включает не только цену самого отправления, но и плату за его провоз, таможенные издержки. При этом транспортная компания в одностороннем порядке составляет документы с указанием причины, по которой произошло повреждение груза при перевозке. Они могут служить основанием для выплаты компенсации клиенту или отказа в возмещении. Указанные обязательства закреплены законом, но условия договора могут расширять пределы ответственности транспортной компании.

Когда виноват отправитель

Если груз поврежден при транспортировке, в этом не всегда виноват перевозчик. В ряде случаев ответственность лежит на отправителе, когда он:

  • неправильно указал наименование товара в накладной;
  • перечислил не все сведения о продукции;
  • не указал на особые требования к перевозке конкретных изделий (например, что отправление хрупкое или скоропортящееся) и т. д.

В этом случае получателю придется разбираться с отправителем, поскольку транспортная компания не причастна к порче товара.

Случайные убытки

Иногда повреждение груза при транспортировке не связано с действиями отправителя, перевозчика или получателя. Это обстоятельства, которые невозможно было предусмотреть или предотвратить. Компенсация понесенных убытков возможна только в случае заблаговременного страхования отправления. В этом случае необходимо документально зафиксировать порчу груза и следовать порядку действий, который предусмотрен полисом.

Что делать, если транспортная компания повредила груз

  • Проверка – при получении рекомендуется всегда проверять товар в присутствии кладовщика, водителя или экспедитора. Даже если визуально коробки/ящики целые, их желательно вскрыть.
  • Фиксация – при повреждении груза составляется соответствующий акт, делаются фотографии обязательно в присутствии все того же представителя транспортной или экспедиционной компании.
  • Составление запроса – в течение 1-2 дней необходимо отправить претензию в транспортную компанию. Перевозчик должен дать аргументированный ответ по заявке в течение 30 дней.
  • Судебное разбирательство – если транспортная компания отказалась возместить ущерб или вообще не дала ответа, недовольный клиент может обратиться в арбитражный суд. Помните, что срок исковой давности по таким делам истекает через 1 год.

Заключение

Основная ответственность за целостность отправления всегда лежит на перевозчике, чьи права и обязанности регулируются действующим Гражданским Кодексом РФ, договором с клиентом. Указанные нормативы распространяются на продукцию всех типов: от сырья до оборудования, от продуктов питания до одежды. Если транспортная компания привезла поврежденный груз, клиент имеет право попытаться привлечь ее к ответственности, но важно помнить, что вина за порчу товара может лежать на отправителе. Также проблему иногда вызывают неожиданные обстоятельства.

Чтобы предотвратить ущерб, необходим детально проработанный договор с отправителем, перевозчиком и страховой компанией. В этом случае появится возможность быстро установить виновника убытков и компенсировать неплановые расходы.